В Марий Эл потребсоюз сотрясают судебные скандалы, и при этом заметно снизились активы потребительской кооперации

Как потребляют кооперацию

В «Версию» обратилась группа пайщиков и ветеранов марийской потребкооперации, предоставив пакет документов, свидетельствующих о том, что так называемая оптимизация некогда успешной отрасли, которую поэтапно проводило ныне действующее руководство Марпотребсоюза, привела к тревожным итогам.

Солидные активы Марпотребсоюза ковались еще в доперестроечные времена. И к созиданию отрасли было причастно государство. Но в 2001 г. произошла смена руководства республиканского потребсоюза. По протекции экс-главы Марий Эл Леонида Маркелова, как уведомили редакцию, его возглавила некто Нина Махмутова. И за эти годы вверенные активы масштабно сократились. Многие сделки, «оптимизирующие» отрасль, до сих пор вызывают острые вопросы. И, как следствие, главе РМЭ Александру Евстифееву и во всевозможные правоохранительные структуры сыплются жалобы и обращения.

Оптимизация или удар по отрасли?

Как известно, пик банкротств, рейдерских захватов, поборов и «оптимизирующих» процедур, сдувающих отраслевые активы, приходился на времена правления регионом Эл Леонида Маркелова. О его «методах убеждения» говорить излишне, как и об алчности. Тюремные будни экс- чиновника и его коррумпированных, послушных сподвижников - хоть и отсроченная, но вполне справедливая закономерность. Однако, кто оценит экономический ущерб, который массово и точечно наносился многим отраслям маркеловской командой?

В представленных документах сообщается о том, что было в активах Марпотребсоюза, и о том, что осталось после так называемой многолетней оптимизации. Итак, когда произошла смена руководства в 2001 г., в систему Марпотребсоюза входило более 31 предприятия. Приводим лаконичный, но весьма красноречивый перечень объектов, указанных в документе Главе РМЭ и правоохранительным органам: «Райпо: Мари-Турекское, Сернурское, Параньгинское, Оршанское, Советское, Ново-Торъяльское, Куженерское, Медведевское, Моркинское, Волжское районное, Звениговское районное, Килемарское, Юринское, Горномарийское.

Горпо: Йошкар-Олинское, Волжское, Козьмодемьянское.

Сельпо Горномарийского района: Еласовское, Горномарийское, Троицко-Посадское, Микряковское.

Были: Даниловское, Советское потребительские общества, крупнейший в республике Дубниковский пивзавод, единственное в Марий Эл зверохозяйство. Кооперативные училище и техникум. Крупнейшая торговая база на ул. Гончарова, 2а. Автобаза на ул. Кирова. ПО «Русь». Ардинское сельпо. Детский оздоровительный лагерь «Кооператор». Гостиница при Марпотребсоюзе. База на ул. Элеваторной.

Осталось: Мари-Турекское, Сернурское, Советское, Моркинское, Медведевское, Волжское райпо. Микряковское, Троицко-Посадское сельпо.

ПО «Русь» отказалось от розничной торговли. Занимается сдачей площадей в аренду».

Как утверждают ветераны, на начало 2001 г. в системе Марпотребсоюза, в районах, насчитывалось порядка 800 магазинов, столовых, кафе, пекарен, консервных и мясоперерабатывающих цехов. На сегодняшний день осталось менее 300 магазинов. Если раньше в сфере потребкооперации трудилось более 10 тысяч работников, то в настоящее время – менее 2900.

Появляются закономерные вопросы: если активы отрасли резко сократились, то куда же они делись? И была ли во всей этой эпопее экономическая целесообразность для региона?

Вопросы по сделкам

Вопрос «Где деньги?» проходит красной линией в документах, когда речь идет о реализации ряда объектов: «Ново-Торъяльское райпо. Лет десять назад был «убран» председатель Совета, а его пост заняла сестра руководительницы Марпотребсоюза. Через пару лет не стало Ново-Торъяльского райпо. А это 76 магазинов, хлебозавод, общепит, мощное производство по изготовлению брусчатки, бордюрного камня. Куда все это делось? Где деньги? В райпо осталась одна столовая.

Такая же ситуация с Параньгинским райпо. Было 64 магазина. Ничего не осталось.

В этом году было закрыто Куженерское райпо. Год назад на совещании в Минсельхозе владелец ООО «Золотой теленок» проводил видеопрезентацию цехов по переработке мяса. На вопрос: «Сам построил цеха?», был получен ответ: «Нет. Купил у Куженерского райпо».

Другой предприниматель построил пекарню на площадях, приобретенных у этого же райпо. Председатель Куженерского райпо по команде Марпотребсоюза продала эти объекты. Вопрос к руководству Марпотребсоюза: «Где деньги?».

Идем дальше. Вот строки о том, как распоряжалось руководство Марпотребсоюза городскими активами.

«Несколько лет назад горпо г. Козьмодемьянска было бесплатно передано в ПО «Русь», руководителю этого потребительского общества - приятельнице председателя Марпотребсоюза. Горпо – это огромные складские помещения, административное здание, два кафе, сеть магазинов. Через год руководительница ПО «Русь» продает горпо. Из объектов два кафе реализовано своим кооператорам Троицко-Посадского ПО, где-то за 6 миллионов. Выходит, активы получены бесплатно, часть продана за 6 миллионов, остальные за неизвестную цену. На какие цели были направлены эти средства?», - задаются вопросы, на которые, по всей видимости, так и не были получены ответы.

Интересно, а как же обстоят дела с реализацией объектов Йошкар-олинской горпотребкооперации?

«Магазин «Кооператор» по ул. Красноармейской площадью порядка 800-1000 метров был продан всего за 3 миллиона. Председатель Марпотребсоюза мотивировала эту цену тем, что магазин будто бы старый, требует ремонта... Члены Совета Марпотребсоюза дали разрешение на продажу. На тот момент стоимость квадратного метра торговых площадей оценивалась где-то в 30 тысяч рублей. Нехитрые подсчеты дают понять, что Марпотребсоюз недополучил около 25 миллионов», - эти сомнения, судя по всему, так же остались без должной аргументации.

Некогда крупнейшая торговая база Поволжья на ул. Гончарова, 2а в Йошкар-Оле, оказывается, тоже принадлежала Марпотребсоюзу.

Вот какие разъяснения дают пайщики и ветераны отрасли: «Решением правления Марпотребсоюза, которое не имеет права передавать собственность, эта мощная торговая база была передана ПО «Русь». Именно на это общество сегодня оформлена вся недвижимость и земельные площади базы. По докладу ревизионной комиссии только за 2016-й год торговая база получила от сдачи в аренду торговых площадей доход свыше 25 миллионов. Получается, что база функционирует, а кто же получает прибыль?». И опять весьма серьезные вопросы. База-то не частная. И, действительно, есть ли прибыль от этой «выгодной» сделки у Марпотребсоюза?

В свое время в Йошкар-Оле разворачивалась скандальная ситуация, связанная с общежитием Марпотребсоюза на ул. Советской, 108. Как следует из текстов жалоб и обращений, по распоряжению руководства Марпотребсоюза часть жильцов общежития выселили, а на освободившихся площадях были построены 4 квартиры, каждая из которых под 200 квадратов. «Эти квартиры получили сыновья трех руководителей Марпотребсоюза. Как стало известно, председатель Марпотребсоюза заплатила за квартиру площадью под 200 квадратов порядка 500 тысяч».

Кстати, по реализации площадей общежития в отношении двух руководителей Марпотребсоюза было возбуждено уголовное дело по ст. 160, 201 УК РФ. Как следует из документальной ревизии по продаже общежития – пристроя к административному зданию Марпотребсоюза, которая проводилась в рамках уголовного дела, сделки совершались по заниженной стоимости. Жилплощадь в 688,5 кв. м. была продана за 1 957 000 рублей. Рыночная стоимость недвижимости оценивалась в 17 117 968 рублей. По итогам ревизии ущерб Марпотребсоюзу по сделкам руководства составил 15 160 969 рублей. Уголовное дело было передано в городской суд. А он вынес подсудимым … оправдательный вердикт.

Увы, это далеко не все активы, которые по «странной» стоимости распродавал Марпотребсоюз. Как следует из обращения пайщиков, были проданы здание и общежитие кооперативного техникума с земельными территориями.

«Техникум располагался на ул. Лобачевского в центре города. Продан за 81 млн. рублей. С отсрочкой платежа до 2021 г. Сейчас там находится медицинский центр «Сити Мед» семьи Швецовых (бывшего министра образования из маркеловской команды). На сегодняшний день цена квадратного метра составляет более 40 тысяч руб. Площадь техникума и общежития порядка 3500 м. плюс земля».

В обращениях говорится и о том, что не только в городе, но и в природоохранной зоне у озера Шап руководство Марпотребсоюза вольно распоряжалось активами потребкооперации.

«Из оборота земли детского оздоровительного лагеря «Кооператор» было изъято 15 участков площадью по шесть соток. Каждый был продан за 150 тысяч».

Владельцами участков стали бывший советник Маркелова Егошин, бывший министр госимущества Хайруллова, ныне отбывающая тюремный срок за коррупцию. Сын председателя Марпотребсоюза, работник республиканской налоговой инспекции, сын директора лагеря и другие «приближенные» лица.

К слову, о манипуляциях с землей в природоохранной зоне и выводе имущества ООО «Кооператор» сообщалось в МВД по РМЭ, Следственный комитет, УФСБ по РМЭ. Полагаем, компетентные органы дадут правовую оценку действиям руководства Марпотребсоюза.

А пока: «Деньги на содержание аппарата Марпотребсоюза (зарплату, коммунальные расходы и другие) собираются с потребительских обществ в размере 1 млн. 315 тыс. рублей в месяц. Эти средства можно было направить на развитие потребкооперации районов», - считают пайщики и ветераны.

И далее: «Руководитель Марпотребсоюза – нанятый менеджер. А потребительской кооперации республики около 100 лет. Кто давал право нанятому менеджеру и Совету - узкой группе лиц - распоряжаться имуществом, которое создавалось годами на средства всех потребительских обществ республики?

С потерей имущества, сокращением рабочих мест, закрытием районных потребительских обществ, уменьшилась налогооблагаемая база, что существенно повлияло на доходы Марий Эл», - такова позиция обратившихся в редакцию ветеранов и пайщиков.

Один из свежих примеров, что в марийской потребкооперации все далеко не глянцево, ситуация с Медведевским райпо. Как стало известно «Версии», там происходят громкие судебные инциденты, «двоевластие», когда руководство неправомочно увольняет председателя райпо, а его пост занимает сын председателя Марпотребсоюза. Пока уволенный председатель райпо через суд восстанавливал свои права, руководство Марпотребсоюза «повесило» на райпо многомиллионные кредиты. По нашим данным, Медведевское райпо - одно из самых рентабельных предприятий республики в системе потребкооперации, занимавшее лидирующие позиции. А что с ним будет после таких финансовых решений?

Похоже, точку в сложнейшей драматургии марийской потребкооперации пока ставить рано. Мы не беремся что-то утверждать или опровергать. Мы обозначаем проблему. Пусть сложившейся ситуации с потребкооперацией в Марий Эл дают оценку Глава РМЭ и компетентные органы. А пока складывается впечатление, что важная отрасль экономики региона напоминает не что иное, как бизнес-интересы некой узкой группы лиц. И весьма сомнительно, что это способствует расцвету потребкооперации и республиканской экономики в целом.

Алексей Гатилов

24.10.2019 09:52

Просмотров: 8575