В Марий Эл Государственная счетная палата по итогам финансового контроля выявила 100 нарушений
«Меченая» сотня
Недавно Государственная счетная палата РМЭ представила отчет депутатскому корпусу Госсобрания республики за минувший год. Работа проверяющих велась в рамках контрольных и экспертно-аналитических полномочий. Специалисты счетной палаты «просканировали» 59 государственных органов и организаций республики. И, применяя рычаги внешнего государственного финансового контроля, обнаружили 100 нарушений на общую сумму 199 205, 8 тыс. рублей. Эта «непочетная» круглая цифра влилась в 3,7 тыс. нарушений, которые аудиторы ведомства Алексея Кудрина выявили по всей стране.
Как отмечает РБК, при проверках российских регионов лидирующие позиции занимают нарушения, связанные с госзакупками, а также с закупками госкомпаний и госкорпораций. На втором месте – нарушения при формировании и исполнении бюджетов разных уровней. Остальные, которых на порядок меньше, связаны с бухгалтерской отчетностью, распоряжением государственной, муниципальной собственностью и так далее. Надо сказать, в Марий Эл аналогичный расклад финансовых «изъянов». Так, 73 нарушения на общую сумму 65 688, 7 тыс. рублей фиксировались при государственных и муниципальных закупках, как и «приобретениях» отдельных юридических лиц. А 14 были связаны с версткой и исполнением бюджетов. Денежный размер таких бюджетных «вольностей» оценивался в 131 729, 4 тыс. рублей.
Сегодня речь пойдет о контрактных «деформациях», возглавляющих рейтинг проверок.
В Марий Эл «на карандаш» аудиторов счетной палаты по госзакупкам попал ряд государственных организаций. И палитра озвученных нарушений не ограничивалась лишь пандемийным периодом, вскрывались управленческие «дефекты» чуть ли не пятилетней давности. Так, региональное Министерство молодежной политики, спорта и туризма допустило нарушения при обосновании цены контракта с единственным поставщиком на сумму 4 083, 2 тыс. рублей. Управленцы «обошли» требования федерального законодательства о госзакупках, что усиливало риски неэффективной траты бюджетных средств.
В связи с этим, как анекдот, вспоминается аукцион на закупку уборочного инвентаря, объявленный республиканским минстроем в декабре 2020 года. В отчет аудиторов он, скорее всего, не вошел, но хорошо иллюстрирует претензии в части необоснованно высоких расходах бюджетных средств. Напомним, согласно условиям минстроевского аукциона, стоимость одной тележки для уборки у организаторов составляла около 500 тыс. рублей! Заявленная максимальная стоимость контракта составляла 11,1 млн рублей. Позже торги отменили по решению УФАС. Антимонопольщики посчитали, что все клининговое оборудование и расходные материалы можно закупить всего за 83 тысячи рублей. Так, что это было? И каковы оргвыводы? Об этом общественность не слышала.
Впрочем, Минспорта РМЭ «отличилось» и в приемке работ и услуг, идущих вразрез с условиями госконтракта, на сумму 779, 3 тыс. рублей. А в ноябре 2019 г. Минспорта неправомерно изменило сроки выполнения договорных обязательств, связанных с монтажом спортивно-технологического оборудования для малых спортплощадок. По оценкам аудиторов, «сумма нарушений» составила 897, 9 тыс. рублей.
В то же время в отчетных данных отмечаются «поблажки» Минспорта к нарушителям контрактов – штрафные санкции к ним не применялись. А аудиторы подсчитали пени и штрафы. Суммы, в общем-то, небольшие, но они вошли в список нареканий министерству. Так, избежало неустоек за просроченный контракт ООО «Строй-Снаб 12», занимавшееся в Йошкар-Оле строительством площадки для училища олимпийского резерва. В Козьмодемьянске подрядчик обошелся без штрафов за некачественное асфальтобетонное покрытие спортплощадки. В пгт Килемары в 2019 году подрядчик, устанавливающий спортивную площадку, заявил, что выравнивание участка в смету работ по контракту не входит и уложил покрытие прямо на ямы и бугры. На момент пуска в эксплуатацию заниматься спортом без риска для здоровья там было попросту невозможно. Были и другие исполнители, избежавшие наказания рублем.
В когорте нарушителей аудиторы также отметили тот же Минстрой и ЖКХ республики - в 2018 г. по трем контрактам с малым бизнесом «опаздывала» оплата на сумму 2 679, 4 тыс. рублей. В «министерском эшелоне» оказался и региональный Минздрав, к которому у счетной палаты были претензии. И касались они нарушений, связанных с закупками у единственного поставщика в размере 2 414, 9 тыс. рублей. К примеру, в 2018 г., по мнению аудиторов, был неправомерно оформлен контракт на 919, 1 тыс. рублей на закупку препаратов для лечения сахарного диабета. Название лекарств не уточнялось. Но если речь идет в том числе и об инсулине, то позволим себе реплику. С одной стороны, необходимо блюсти букву закона, а с другой – полностью обеспечивать поставки. О том, что во время так называемого режима повышенной готовности были перебои с «бесплатным» инсулином для диабетиков, нам периодически жаловались в редакцию. И такого, даже временного дефицита, априори, быть не должно.
Ряд нареканий аудиторов адресовалось ГБУ «Станция скорой медицинской помощи». Так, в 2018-м по объекту на ул. Водопроводной г. Йошкар-Олы без конкуренции было заключено 18 договоров строительного подряда с тремя поставщиками на общую сумму 1 495, 8 тыс. рублей. Помимо этого, в том же году за счет средств ОМС по двум контрактам вовремя не оплачивались услуги по предоставлению и аренде автомобилей скорой помощи в размере 37 362, 1 тыс. рублей.
Несколько раз в отчете аудиторов упоминалось республиканское государственное бюджетное учреждение «Безопасный город». В 2018-м оно в ряде случаев обходилось без предусмотренных законом тендеров. Например, три контракта с ПАО «Ростелеком» на сумму 233,3 тыс. рублей заключались без конкурентных процедур. Заказ был связан с видеонаблюдением и контролем на транспорте АПК «Безопасный город» в г. Волжске. И это, по материалам аудита, обернулось нарушением при выборе конкурентного способа определения поставщика. А в 2017-м ГБУ «Безопасный город» вовремя не рассчиталось по трем контрактам за ремонтно-восстановительные работы на волоконно-оптических линиях связи на общую сумму 721, 2 тыс. рублей.
В числе нарушителей оказалось и ГКУ «Марийскавтодор», которое принимало работы, не предусмотренные техзаданиями к двум госконтрактам на содержание дорог, на сумму 16 213, 1 тыс. рублей. Вообще, к региональным дорожникам у счетной палаты накопилось довольно много вопросов, но это отдельный разговор, и мы его непременно продолжим.
Что ж, министерствам и профильным госорганизациям предстоит серьезная работа над ошибками. Не секрет, что госконтракты завязаны на бюджетных деньгах, целевых программах, а там весьма любопытных финансовых подробностей – хоть отбавляй.
Просмотров: 3911