// // Имитация высшего образования или заоблачные критерии?

Имитация высшего образования или заоблачные критерии?

792

Выпускной балл

В разделе

Ряд вузов и филиалов Чувашии и Марий Эл – неэффективны, такой приговор высшему образованию в республиках вынесло Министерство образования и науки РФ.Чтобы не обидеть никого и не раздавать победные ленточки, оценивали учебные заведения по схеме «хорошо–плохо», то есть «эффективен» или «неэффективен»

В принципе, российские вузы,

как таковые, почти не попа-

дают в число лидеров мировых

рейтингов. А о российских рей-

тингах престижности учебных

заведений говорят редко. Мини-

стерство образования и науки

решило исправить ситуацию

и начать с составления своего «чарта».

Быстро разработав систему критериев

оценки (утверждена 9 августа) и промо-

ниторив вузы (с 15 августа по 15 сентя-

бря), министерство опубликовало дан-

ные. Чтобы не обидеть никого и не раз-

давать победные ленточки, оценивали

учебные заведения по схеме «хорошо–

плохо», то есть «эффективен» или «неэф-

фективен». Те вузы, которых признали

эффективными, вздохнули спокойно,

а попавшие во вторую категорию тут же

начали задавать вопросы. Всего по Рос-

сии оценили 541 государственный вуз

и 994 филиала. Учебным заведениям,

попавшим в «чёрный список», грозит

реорганизация, сокращение набора или

же присоединение к более сильному вузу.

Где взять иностранцев

для сельхозакадемии?

Как оказалось, в Чувашии похва-

статься эффективностью образова-

тельного процесса и качеством зна-

ний может только один вуз из трёх

существующих. И это Чувашский

государственный университет имени

И.Н. Ульянова.

– Мы рады, что наш вуз оказался

эффективным, – рассказал руководи-

тель пресс-службы ЧГУ имени Улья-

нова, декан факультета журналистики

Анатолий Данилов. – Это важный

показатель того, что наше учебное заве-

дение старается во всём соответство-

вать лучшим вузам страны.

Признаки неэффективности нашли в

работе Чувашского государственного

педагогического университета и сель-

хозакадемии.

– Это предварительный список. Если

внимательно посмотреть, то и в других

регионах практически все педуниверси-

теты признаны неэффективными, – про-

комментировал начальник управления

информатизации и мониторинга образо-

вания ЧГПУ Василий Сытин. – Никто

наш вуз закрывать не будет. Сейчас вместе

с Министерством образования мы рас-

сматриваем варианты изменений для каж-

дого из вузов, которые не соответствуют

ряду заданных параметров. Например, в

критериях учитывается только количество

выпускников-иностранцев, а в нашем

вузе много студентов-иностранцев, кото-

рые учатся на 2–3 курсах.

Проректор по учебной работе сельхоз-

академии Рамиль Айзатов пояснил, что

их вуз не прошёл по двум критериям:

– Оценивали по 5 критериям. Один из

них – баллы по ЕГЭ среди абитуриен-

тов не должны быть ниже 60. Мы зани-

маем 11-е место среди аграрных вузов,

но баллов нам не хватило. Наши 53–56

баллов считаются неэффективными.

Также мы не прошли по другому кри-

терию, который связан с международ-

ной деятельностью. То есть с обуче-

По теме

нием иностранных студентов. Но мы

никогда этим и не занимались! Судя по

всему, придётся и об этом задуматься.

Владимир Иванов, министр образова-

ния и молодёжной политики Чувашии,

обратил внимание, что галочка «неэф-

фективный» не ставит крест на учебном

заведении:

– Мы будем отстаивать позицию сохра-

нения этих вузов. Так как потребность

в специалистах системы образования и

сельского хозяйства достаточно высока.

Есть все шансы пройти пороговые значе-

ния, поскольку многое уже реализуется.

Поэтому серьёзных оснований для бес-

покойства нет. Следует задуматься, как

дальше продвигать эффективность учеб-

ных заведений. Наша задача – изучить

ситуацию, принять во внимание значение

каждого вуза для развития региона, учесть

специфику учебного заведения. Ведь и в

других регионах педагогические и сель-

скохозяйственные вузы оказались в схо-

жей ситуации. Примечательно, но наши

вузы чуть-чуть не дотянули до пороговых

значений. Сейчас мы попросили руково-

дителей вузов представить развёрнутую

информацию, чтобы увидеть перспективу

развития, положительную динамику.

В Марий Эл из высших учебных заведе-

ний неэффективным оказался Марий-

ский государственный университет.

– С вузами, показавшими плохие резуль-

таты, будут проводиться мероприятия

по устранению ошибок, – рассказали в

пресс-службе Минобрнауки. – Окон-

чательные решения о том, какие меро-

приятия необходимо провести, чтобы

улучшить позиции вузов, будут прини-

мать рабочие группы. В них обязательно

войдут представители регионов.

Под одну гребёнку

Подчеркнём, что вузы всех регионов оце-

нивались по единым критериям.

Эффективность оценивали по 5 блокам:

образовательная деятельность (средний

балл ЕГЭ студентов); научно-исследова-

тельская деятельность; международная

деятельность; финансово-экономиче-

ская деятельность; инфраструктура (пло-

щадь учебно-лабораторных зданий на

одного студента).

П ервый блок касается соб-

ственно образовательной дея-

тельности. В нём учитываются

12 параметров: средний балл

ЕГЭ у поступивших на бюджет-

ное и на платное отделения, средний

балл ЕГЭ по профильным специаль-

ностям, число победителей Всерос-

сийской олимпиады школьников,

число аспирантов на 100 студентов,

процент обладателей научной сте-

пени среди профессорско-препода-

вательского состава и другие.

Второй блок – научно-исследова-

тельская деятельность – включает

17 критериев. В их числе цитирова-

ние и публикации в WebofScience,

Scopus и РИНЦ, доходы от научных и

конструкторских опытов, количество

лицензионных соглашений, процент

дохода от правообладания, процент

молодых учёных, защитивших дис-

сертации за последние три года,

число полученных грантов и издавае-

мых вузом научных журналов. Самый

важный критерий связан с общим

объёмом научно-исследовательских

и опытно-конструкторских работ,

измеряемых в тысячах рублей.

Третий блок оценивает вузы с точки

зрения международной деятельно-

сти. Он учитывает процент иностран-

цев (страны СНГ и весь остальной мир

считаются отдельно) среди выпускни-

ков, студентов и аспирантов. А также

– проценты иностранных сотрудни-

ков, студентов, отучившихся за грани-

цей хотя бы семестр, и иностранцев,

столько же отучившихся в России.

Кроме того, доходы из иностранных

источников – отдельно на научную

и образовательную деятельность.

Таким образом, чем больше зарубеж-

ных грантов получает российский вуз,

тем более эффективным он кажется

Минобрнауки.

Отметим, что доходы упоминаются

чуть ли не в каждом блоке. Тем не

менее финансово-экономической дея-

тельности посвящён целый раздел. Он

состоит из 5 критериев: доходы вуза

из всех источников в расчёте на одного

сотрудника, доходы от деятельно-

сти, приносящей прибыль, доходы от

всего, кроме основной деятельности

и аренды, доходы вуза из всех источ-

ников в расчёте на число студентов и

отношение средней зарплаты сотруд-

ников к средней зарплате по региону.

В пятом блоке речь идёт об инфра-

структуре: количество компьютеров

и учебной литературы на каждого

студента, площадь помещений на

одного студента (подпараметрами

являются площадь в собственно-

сти, в оперативном управлении и в

аренде), а также процент оборудова-

ния не старше 5 лет.

«Неэффективность» определяется не

по всем пунктам в списке, а по наибо-

лее значимым. Это средний балл ЕГЭ,

объём научных работ на одного науч-

ного сотрудника или преподавателя,

процент выпускников-иностранцев,

доходы из всех источников на одного

сотрудника, площадь на одного сту-

дента. Для филиалов, помимо этого,

важны три других параметра: число

выпускников – их должно быть больше

220, процент штатных сотрудников

с научной степенью (0,6) и процент

штатных сотрудников среди всего

научно-преподавательского состава

(0,64 процента).

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.11.2012 16:08
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх