Ряд вузов и филиалов Чувашии и Марий Эл – неэффективны, такой приговор высшему образованию в республиках вынесло Министерство образования и науки РФ.Чтобы не обидеть никого и не раздавать победные ленточки, оценивали учебные заведения по схеме «хорошо–плохо», то есть «эффективен» или «неэффективен»
В принципе, российские вузы,
как таковые, почти не попа-
дают в число лидеров мировых
рейтингов. А о российских рей-
тингах престижности учебных
заведений говорят редко. Мини-
стерство образования и науки
решило исправить ситуацию
и начать с составления своего «чарта».
Быстро разработав систему критериев
оценки (утверждена 9 августа) и промо-
ниторив вузы (с 15 августа по 15 сентя-
бря), министерство опубликовало дан-
ные. Чтобы не обидеть никого и не раз-
давать победные ленточки, оценивали
учебные заведения по схеме «хорошо–
плохо», то есть «эффективен» или «неэф-
фективен». Те вузы, которых признали
эффективными, вздохнули спокойно,
а попавшие во вторую категорию тут же
начали задавать вопросы. Всего по Рос-
сии оценили 541 государственный вуз
и 994 филиала. Учебным заведениям,
попавшим в «чёрный список», грозит
реорганизация, сокращение набора или
же присоединение к более сильному вузу.
Где взять иностранцев
для сельхозакадемии?
Как оказалось, в Чувашии похва-
статься эффективностью образова-
тельного процесса и качеством зна-
ний может только один вуз из трёх
существующих. И это Чувашский
государственный университет имени
И.Н. Ульянова.
– Мы рады, что наш вуз оказался
эффективным, – рассказал руководи-
тель пресс-службы ЧГУ имени Улья-
нова, декан факультета журналистики
Анатолий Данилов. – Это важный
показатель того, что наше учебное заве-
дение старается во всём соответство-
вать лучшим вузам страны.
Признаки неэффективности нашли в
работе Чувашского государственного
педагогического университета и сель-
хозакадемии.
– Это предварительный список. Если
внимательно посмотреть, то и в других
регионах практически все педуниверси-
теты признаны неэффективными, – про-
комментировал начальник управления
информатизации и мониторинга образо-
вания ЧГПУ Василий Сытин. – Никто
наш вуз закрывать не будет. Сейчас вместе
с Министерством образования мы рас-
сматриваем варианты изменений для каж-
дого из вузов, которые не соответствуют
ряду заданных параметров. Например, в
критериях учитывается только количество
выпускников-иностранцев, а в нашем
вузе много студентов-иностранцев, кото-
рые учатся на 2–3 курсах.
Проректор по учебной работе сельхоз-
академии Рамиль Айзатов пояснил, что
их вуз не прошёл по двум критериям:
– Оценивали по 5 критериям. Один из
них – баллы по ЕГЭ среди абитуриен-
тов не должны быть ниже 60. Мы зани-
маем 11-е место среди аграрных вузов,
но баллов нам не хватило. Наши 53–56
баллов считаются неэффективными.
Также мы не прошли по другому кри-
терию, который связан с международ-
ной деятельностью. То есть с обуче-
В течение 2022 года из Чувашии на заработки в другие регионы России уехало почти 13 процентов населения старше 15 лет. Республика попала в топ-5 регионов-лидеров по трудовой миграции.
нием иностранных студентов. Но мы
никогда этим и не занимались! Судя по
всему, придётся и об этом задуматься.
Владимир Иванов, министр образова-
ния и молодёжной политики Чувашии,
обратил внимание, что галочка «неэф-
фективный» не ставит крест на учебном
заведении:
– Мы будем отстаивать позицию сохра-
нения этих вузов. Так как потребность
в специалистах системы образования и
сельского хозяйства достаточно высока.
Есть все шансы пройти пороговые значе-
ния, поскольку многое уже реализуется.
Поэтому серьёзных оснований для бес-
покойства нет. Следует задуматься, как
дальше продвигать эффективность учеб-
ных заведений. Наша задача – изучить
ситуацию, принять во внимание значение
каждого вуза для развития региона, учесть
специфику учебного заведения. Ведь и в
других регионах педагогические и сель-
скохозяйственные вузы оказались в схо-
жей ситуации. Примечательно, но наши
вузы чуть-чуть не дотянули до пороговых
значений. Сейчас мы попросили руково-
дителей вузов представить развёрнутую
информацию, чтобы увидеть перспективу
развития, положительную динамику.
В Марий Эл из высших учебных заведе-
ний неэффективным оказался Марий-
ский государственный университет.
– С вузами, показавшими плохие резуль-
таты, будут проводиться мероприятия
по устранению ошибок, – рассказали в
пресс-службе Минобрнауки. – Окон-
чательные решения о том, какие меро-
приятия необходимо провести, чтобы
улучшить позиции вузов, будут прини-
мать рабочие группы. В них обязательно
войдут представители регионов.
Под одну гребёнку
Подчеркнём, что вузы всех регионов оце-
нивались по единым критериям.
Эффективность оценивали по 5 блокам:
образовательная деятельность (средний
балл ЕГЭ студентов); научно-исследова-
тельская деятельность; международная
деятельность; финансово-экономиче-
ская деятельность; инфраструктура (пло-
щадь учебно-лабораторных зданий на
одного студента).
П ервый блок касается соб-
ственно образовательной дея-
тельности. В нём учитываются
12 параметров: средний балл
ЕГЭ у поступивших на бюджет-
ное и на платное отделения, средний
балл ЕГЭ по профильным специаль-
ностям, число победителей Всерос-
сийской олимпиады школьников,
число аспирантов на 100 студентов,
процент обладателей научной сте-
пени среди профессорско-препода-
вательского состава и другие.
Второй блок – научно-исследова-
тельская деятельность – включает
17 критериев. В их числе цитирова-
ние и публикации в WebofScience,
Scopus и РИНЦ, доходы от научных и
конструкторских опытов, количество
лицензионных соглашений, процент
дохода от правообладания, процент
молодых учёных, защитивших дис-
сертации за последние три года,
число полученных грантов и издавае-
мых вузом научных журналов. Самый
важный критерий связан с общим
объёмом научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ,
измеряемых в тысячах рублей.
Третий блок оценивает вузы с точки
зрения международной деятельно-
сти. Он учитывает процент иностран-
цев (страны СНГ и весь остальной мир
считаются отдельно) среди выпускни-
ков, студентов и аспирантов. А также
– проценты иностранных сотрудни-
ков, студентов, отучившихся за грани-
цей хотя бы семестр, и иностранцев,
столько же отучившихся в России.
Кроме того, доходы из иностранных
источников – отдельно на научную
и образовательную деятельность.
Таким образом, чем больше зарубеж-
ных грантов получает российский вуз,
тем более эффективным он кажется
Минобрнауки.
Отметим, что доходы упоминаются
чуть ли не в каждом блоке. Тем не
менее финансово-экономической дея-
тельности посвящён целый раздел. Он
состоит из 5 критериев: доходы вуза
из всех источников в расчёте на одного
сотрудника, доходы от деятельно-
сти, приносящей прибыль, доходы от
всего, кроме основной деятельности
и аренды, доходы вуза из всех источ-
ников в расчёте на число студентов и
отношение средней зарплаты сотруд-
ников к средней зарплате по региону.
В пятом блоке речь идёт об инфра-
структуре: количество компьютеров
и учебной литературы на каждого
студента, площадь помещений на
одного студента (подпараметрами
являются площадь в собственно-
сти, в оперативном управлении и в
аренде), а также процент оборудова-
ния не старше 5 лет.
«Неэффективность» определяется не
по всем пунктам в списке, а по наибо-
лее значимым. Это средний балл ЕГЭ,
объём научных работ на одного науч-
ного сотрудника или преподавателя,
процент выпускников-иностранцев,
доходы из всех источников на одного
сотрудника, площадь на одного сту-
дента. Для филиалов, помимо этого,
важны три других параметра: число
выпускников – их должно быть больше
220, процент штатных сотрудников
с научной степенью (0,6) и процент
штатных сотрудников среди всего
научно-преподавательского состава
(0,64 процента).