На минувшей неделе в Совете Федерации прошли Дни Республики Марий Эл. Правительство региона поспешило оповестить о результатах события, как о серьезном прорыве куда-то. Впрочем, итоги вовсе не прорывные - констатация хронических проблем и отдаленные неясные перспективы. А в целом, бюджетное попрошайничество с протокольными улыбками праздничного дружелюбия.
Долги
Глава Марий Эл Александр Евстифеев, возвратившись из Москвы после Дней республики в Совете Федерации, сразу собрал региональное правительство.
Начали обсуждение итогов мероприятия на грустной ноте – с финансов. На расширенном заседании Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам была отмечена высокая кредиторская задолженность бюджета Марий Эл, однако вину за нее почему-то свалили на предыдущее руководство республики. Но это не совсем верная информация. Активно берет кредиты и нынешнее правительство. Госдолг Марий Эл по состоянию на 1 октября составил 13,983 млрд рублей. В начале года он равнялся примерно 15 млрд рублей. Сумма средств, заимствованных в банках, составляет 4,867 млрд рублей. Причем летом этого года объем коммерческих кредитов увеличился на 200 млн рублей. Может, научиться жить по средствам? А если брать кредиты, то не коммерческие, а бюджетные? Хотя, бюджетные и не дадут в необходимом объеме. Таким образом, нынешнее руководство республики не талантливее прежнего, которое, как мы знаем, нынче свои вирши пишет в СИЗО «Левортово».
О туризме
На заседании сенатского Комитета по социальной политике было признано, что за последнее время Йошкар-Ола стала узнаваемым брендом, и поток туристов в республику растет. С 2011 по 2017 годы число гостей региона выросло на 287,6%, а доходы сферы гостеприимства – на 130%. Правда, туристов сильно отпугивает недостаточно развитая инфраструктура (очень мягко сказано - по сути, в понимании 21 века, ее вовсе нет). У сенаторов попросили помощи на строительство нормального речного вокзала в Козьмодемьянске, чей порт близок к банкротству, берегоукрепительные работы в Звенигово. Еще хочет Марий Эл участвовать в инвестиционном проекте «Волжский путь». Так же нужны немалые вложения в сохранение и реконструкцию исторических достопримечательностей, что без помощи федерального центра республика тоже сделать не в состоянии.
Газификация села
Более 20% ВРП Марий Эл формируется за счет АПК, на селе живет 34% населения республики. Аграрии добились определенных успехов, заявлялось на заседании Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию: например, в производстве мяса и овощей на душу населения. Развитие села сдерживает, в том числе, низкая степень газификации сельских территорий. Надо газифицировать еще 154 населенных пункта, для чего потребуется провести 430 км газовых сетей. И здесь Марий Эл выступает в привычной роли просителя. Удалось получить добро на получение из резервного фонда Правительства РФ 89,1 млн рублей. Этой суммы точно не хватит, но и ее выделения еще окончательно не добились.
Менее 2 процентов семей, проживающих в Республике Марий Эл, могут себе позволить купить в кредит и содержать автомобиль средней ценовой категории стоимостью 2,6 млн рублей.
Инфраструктура
Какой шквал критики сенаторов обрушился на правительство Марий Эл за отсталую транспортную инфраструктуру «Наша Версия» уже писала. Республика остается единственным регионом в Приволжье, который не имеет собственного авиасообщения. Аэропорт Йошкар-Олы требует срочного восстановления. И члены Совета Федерации готовы оказать в решении этой проблемы содействие. Как и в развитии и модернизации железнодорожной и автомобильной сетей. Однако, чтобы вывести регион из состояния транспортного тупика, потребуются долгие годы и десятки миллиардов инвестиций, за которыми надлежит хозяйский пригляд, чтобы не допустить казнокрадства и срывов сроков строительства. Как это уже не раз было, например, с аэропортом столицы Марий Эл.
Города и села
О приведении в комфортное состояние городов и сел республики говорили на заседании сенатского Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. На проект реконструкции правого берега Малой Кокшаги в Йошкар-Оле попросили у федералов 472 млн рублей. На ремонт водопроводов и канализации еще 490 млн рублей. Главное, чтобы не получилось, как с реализацией в столице Марий Эл федеральной программы формирования комфортной городской среды. 53,5 млн рублей должны были потратить на ремонт 13 дворов. 26,5 млн рублей выделили на благоустройство общественных мест – аллеи и набережной. В результате общественники увидели темные дворы, смятые урны и затопленную Аллею здоровья.
Итог
По мнению спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, республике есть чем гордиться. Например, марийские продукты питания известны качеством и экологической чистотой. При этом в последние годы Марий Эл получала недостаточно помощи от федеральных властей, в чем есть и доля вины сенаторов. А проблем, требующих срочного вмешательства, немало: инфраструктура, госдолг, газификация и пр. Вместе с тем, по ее словам, «республика обладает возможностями для дальнейшего экономического, промышленного и сельскохозяйственного роста». Впрочем, все это протокольные заявления, мало связанные с реальными проблемами и текущими вопросами.
Таким образом на поверку оказывается, что хвастаться, а тем более праздновать правительству Марий Эл особо нечем и нечего. Без серьезной федеральной поддержки, и не только финансовой, но и креативной, правительству Евстифеева претворить в жизнь намеченные планы будет нереально. Не от чего руки потирать.