Версия // Общество // В Марий Эл участились случаи социальных мошенничеств, жертвами которых становятся пожилые люди

В Марий Эл участились случаи социальных мошенничеств, жертвами которых становятся пожилые люди

3608

В реальном и виртуальном контакте


http://www.12mvd.ru
В разделе

Аферисты представляются чиновниками, специалистами коммунальных служб, врачами и газовиками. Как обезопасить себя от мошенников? Этой теме был посвящен брифинг в МВД по Республике Марий Эл.

Каждый год мастера всевозможных афер совершенствуют ремесло. Заложниками социальных и дистанционных комбинаторов становятся люди самого разного возраста. Как известно, лицедейский диапазон мошенников – широк и вариативен. Они могут представляться чиновниками, работодателями, специалистами финансовых организаций, социальных, коммунальных служб. Поэтому в МВД на брифинг решили пригласить не только представителей правоохранительных органов республики, но и руководителей профильных подразделений ПФР, социального обслуживания, «Газпрома», общественники со своих позиций также обсуждали тему профилактики мошенничеств.

Начальник отдела организации деятельности УУП и ПДН МВД по РМЭ Алексей Смирнов рассказал о категории социальных афер. Они занимают примерно 20 процентов в общем «реестре» мошенничеств. Задействованы в них гадалки, «целители», «специалисты» социальных, коммунальных служб и другие, которые в итоге обирают граждан. В последнее время в Марий Эл участились случаи, когда подобные мистификаторы, попадая в квартиры жителей Йошкар-Олы и районов республики, похищали сбережения хозяев. Так, у 82-летней бабушки, проживающей по ул. Дружбы г. Йошкар-Олы, псевдогазовик стащил коробку с деньгами. Ущерб составил 120 тысяч рублей. К пожилой женщине, проживающей в п. Аэропорт, напросились на ночлег две волоокие «целительницы», снимавшие порчу. А потом отзывчивая хозяйка откликнулась на их просьбу - вместе доехать до города. Неблагодарные ведуньи сбежали, а женщина лишилась золотых украшений на 15 тыс. рублей. В тысячный раз сотрудники полиции предупреждают, чтобы жители не впускали в дома незнакомцев.

Заместитель начальника отдела корпоративной защиты ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» Александр Краснов пояснил, что специалисты компании только в определенных случаях посещают дома граждан. По аварийным заявкам, при неисправности газового оборудования, при ведении строительно-монтажных работ, плановом проведении техобслуживания оборудования. У каждого сотрудника есть ведомственное удостоверение, фирменная спецодежда, как правило, о проверках заблаговременно объявлениями предупреждают граждан.

Сотрудники социальных служб посещают подопечных (инвалидов, участников войны) по графику, который известен адресатам. Выходят по проверке жалоб, участвуют в обследовании на дееспособность. И, конечно, имеют при себе соответствующие удостоверения. А вот работники Пенсионного фонда не ходят по квартирам. Так что бабушки должны знать, что денежные реформы на дому проводят только жулики. И, конечно, чтобы не съедать себя сомнениями, когда те или иные специалисты звонят в дверь, проще простого набрать телефонный номер искомых служб и уточнить цель визита. Нередко мифические газовики, прорицательницы и прочие дают «задний ход», если им задают много уточняющих вопросов.

По теме

Так или иначе, но «классика жанра» меркнет перед дистанционными видами афер. На их долю приходится примерно 67 процентов мошенничеств, случившихся в республике. Казалось бы, о телефонных аферах, где «сказочный» родственник задержан полицейскими, и его можно освободить за энное вознаграждение, народ уже наслышан. Однако, то тут, то там люди «оплачивают услугу» злоумышленникам. При этом многие из потерпевших знали о подобных аферах, но не устояли перед грамотными, вежливыми речами жуликов. К примеру, недавно от убедительного мошенника пострадала 57-летняя жительница Волжского района. Она поверила абоненту, назвавшемуся полицейским, – он предлагал «уладить проблему» с ее сыном, совершившим ДТП. Пенсионерке было предложено перевести деньги через банкомат. Что она и сделала, «подарив» мошеннику 50 тыс. рублей. И лишь после этого позвонила сыну. А затем – в полицию.

Такая же ситуация с владельцами банковских карт, которые принимают за чистую монету смс-сообщения о блокировке карты, ликвидации лицевого счета или информацию, вроде «Оплата услуг произведена успешно». Они звонят по номерам, указанным в ссылках, а далее, как под дудочку крысолова, выполняют указания так называемых «банковских консультантов», рассекречивая конфиденциальные данные и лишаясь средств.

Как же обезопасить себя от телефонных аферистов? При телефонном звонке от «доброжелателя, спасающего родственника», как минимум, позвонить этому родственнику. И, конечно, не переводить и не отдавать деньги «курьерам». Что касается банковских «разводок», то ни один банк не будет просить владельца карты совершать какие-либо действия по телефону, в том числе дистанционно запрашивать реквизиты карты. Вообще, полицейские рекомендуют не рассекречивать конфиденциальную информацию о себе, родственниках, банковских счетах при личном общении, телефонном разговоре, интернет-переписке с незнакомцами.

Начальник отдела «К» МВД по РМЭ Иван Смоленцев обратил внимание на сложности расследования киберпреступлений. Зачастую мошенничество совершается в одном регионе, злоумышленник находится в другом, а деньги обналичиваются – в третьем. Такой географический разброс требует много времени и усилий при сборе доказательственной базы. Когда-то Марий Эл была «альма-матер» для скаммеров. Сотрудники отдела «К» отработали методику раскрытия преступлений, где мифические невесты обогащались за счет зарубежных женихов. Сегодня такие мошенничества в республике случаются нечасто.

Тем не менее, при растущей популярности информационных технологий, аферисты постоянно шлифуют свое ремесло. Довольно много таких удальцов «практикуют» на известном сайте «Авито». К примеру, месяц назад очередной жертвой мошенников стала 54-летняя жительница Йошкар-Олы. Она разместила на сайте объявление о продаже мягкой мебели. Звонок от незнакомца, желающего приобрести мебель, не заставил себя ждать. Мужчина предложил перевести деньги на ее банковскую карту. Женщина отправилась к банкомату и под диктовку «покупателя» набрала требуемую комбинацию цифр. В итоге мебель так и осталась у хозяйки, а с ее карты было списано более 47 тыс. рублей. Обычные байки злоумышленников: «нахожусь в другом городе – деньги перечислю на карту», «подойдите к терминалу, проверьте поступление платежа».

Сегодня довольно много финансовых манипуляций происходит на сайтах покупок. Мошенник открывает интернет-магазин, просит предоплату за товар, получает свои «бонусы» и ретируется. Есть общие меры безопасности, на которые следует обращать внимание. Потенциальный продавец-аферист прячется за «ником», предлагает вести общение через электронную почту, не указывая свой адрес и телефон. Как правило, он зарегистрирован на сервисе недавно, объявление о продаже – единственное сообщение. Фото товара берется из Интернета или отсутствует. Цена – значительно ниже, чем у других. Продавец требует частичную или полную предоплату, принимает ее на анонимные реквизиты: электронные кошельки, пополнение счета мобильного телефона или на имя «родственника», «друга».

Если же покупатель – мошенник, то он зачастую особо не интересуется товаром, сразу переключаясь на способ оплаты. Он предлагает назвать полные реквизиты карты, фамилию-имя латиницей, срок действия, сvс-код. При помощи этих реквизитов он может легко расплатиться чужой картой в Интернете. Кроме того, аферист просит сообщить различные коды, которые придут на телефон, которые «нужны» ему для совершения платежа.

Таких ушлых аферистов непросто вывести на чистую воду. К примеру, недавно задержали преступника, у которого изъяли семь тысяч сим-карт. Такой «арсенал» приобретается оптом в больших городах, в той же Москве. Представьте, сколько афер провернул преступник, легко заметая следы, оформляя «симки» на подставных или несуществующих лиц. В Марий Эл – подобные штучки с анонимной, оптовой продажей не практикуются – полиция систематически проверяет салоны связи.

Так получается, что каждому из нас нужно владеть определенным ликбезом, чтобы не попасться на крючок плодящихся мошенников. Благо, если с кибер-преступника удастся взыскать ущерб. А если он кукует на нарах в северных широтах, и за душой у него одни уголовные статьи, то надеяться на возвращение похищенного – дело призрачное и бесперспективное. Так что осведомленность, осторожность и разумная подозрительность остаются нашими «оберегами».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.04.2016 21:55
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх