// // В Чебоксарах ситуация с частными клининговыми компаниями вынуждает власти жестко регламентировать законодательство

В Чебоксарах ситуация с частными клининговыми компаниями вынуждает власти жестко регламентировать законодательство

1076

Мусор & К⁰

В разделе

В сентябре россиян рассмешила и удивила новость из Санкт-Петербурга. На торгах за право управления жилым комплексом победила малоизвестная компания с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, которая обязалась вложить в течение трёх лет в ремонт и содержание дома 4 квадриллиона рублей, что составляет 300-летний бюджет всей России.

В районной администрации возмутились, посмеялись, но результаты аукциона не отменили – закон не нарушен. «Вот что свобода с анархистами от ЖКХ делает», – неформально прокомментировали новость журналисты. А в ноябре стало известно, что в Чувашии были возбуждены четыре уголовных дела в отношении руководителей управляющих компаний. Ущерб от их «деятельности» гражданам и ресурсоснабжающим организациям составил более 50 млн рублей.

Эти происшествия обозначили множество вопросов. Условная свобода предпринимателей от ЖКХ частенько оборачивается, мягко скажем, неудобствами для потребителя. Так, с виду довольно благополучная ситуация с вывозом мусора в Чебоксарах, благополучной выглядит только в сравнении с депрессивными соседями. Множество перевозчиков создают, казалось бы, здоровую конкурентную среду. Теоретически. Но это, как выясняется, не совсем так. Стремление зарабатывать деньги у некоторых перевозчиков сильней их возможностей либо желания вкладывать средства в избранный бизнес. Однако, как это часто бывает, хвост бежит впереди собаки. Нравственная неподготовленность предпринимателей и потребителей их услуг обуславливается «сырыми» законами.

«Вкусный» мусор

В Чебоксарах – двенадцать перевозчиков мусора различных форм собственности. Часть из них одновременно являются и управляющими компаниями. Они вывозят мусор как себе, так и по договорам другим организациям. Однако лидер бизнес-сегмента – ОАО «Специализированное автохозяйство». Поскольку 100-процентная доля общества находится в руках городской администрации, на эту бизнес-инфраструктуру влияют два фактора. С позиций чистого бизнеса – негативные. Во-первых, «Спецавтохозяйству» не приходится выбирать только «интересные» объекты – общество занимается очисткой города в полном объёме, вне зависимости от прибыльности. Любому предпринимателю понятно – это не бизнес. В убыток вести дела никто не будет. Кроме администрации города, у которой несколько иные задачи – убирать город. Во-вторых, у крупного и де-юре коммерческого муниципального предприятия «Спецавтохозяйство» услуги на 18 процентов дороже, чем у других фирм. Эти проценты – налог на добавленную стоимость (НДС) – выбивают ОАО из конкуренции. Так, в чём же проблема? В формальности и безответственности. Формально любая коммерческая структура может заявиться на участие в бизнесе. Не зависимо, в состоянии ли она осуществлять эту деятельность. Цепочка проста. Собственники жилья передоверяют полномочия управляющим компаниям, а те, в свою очередь, заключают договоры с перевозчиками. Причём, как правило, те, кто оплачивает услуги по уборке мусора, не знает тех, кто этим занимается. Руководство управляющих компаний не информирует об этом жителей. И что в результате? Достаточно почитать интернет-форумы: там ругают власти и… «Спецавохозяйство». Может создаться впечатление, что упрёки справедливы. Но та самая цепочка: квартиросъемщик – УК – перевозчик имеет слабые звенья. Во-первых, частные перевозчики не стремятся обслуживать «невкусные» объекты – максимальная прибыль играет доминирующую роль. А во-вторых, управляющие компании заключают договоры с перевозчиками по принципу – чем дешевле, тем лучше. Что понятно. Но понятно при условии, что УК на своих квартиросъёмщиков, простите, наплевать. Ну, не уберут мусор вовремя – не электричество же отрубят! А истинная причина в том, что у некоторых частных перевозчиков просто-напросто не хватает ресурсов для реализации дела, за которое взялись. Как рассказал руководитель МБУ «Управление экологии Администрации г. Чебоксары» Валерий Гаврилов, у перевозчиков мало техники и, если машина выходит из строя, время вывоза мусора, естественно, увеличивается.

По теме

– Техника – отечественная или импортная – периодически ломается. У частных перевозчиков одна общая проблема – нет резервной техники. А в результате, мусор вовремя не вывозится, контейнеры переполняются и горожане, не зная причин, клеймят администрацию города.

Контейнеры европейские –

мусор российский

Это ещё одна проблема. К счастью решаемая. ОАО «Спецавтохозяйство» не так давно приобрело в Германии евроконтейнеры и новую спецтехнику. И вслед за ним стали подтягиваться частники – потихонечку закупать евроконтейнеры. Хотя, процесс модернизации доходит и до курьёзов, когда управляющие компании друг у друга крадут новые контейнеры. И смешно, и грустно. А бывает и ещё смешней, когда перевозчики закупают евроконтейнеры и, не имея специальных погрузчиков, вырезают в крышке дыру. Получается какой-то еврорашнконтейнер, теряющий основное предназначение. И как дополнение – частникам нужны мойки для контейнеров, ремонтные базы, а их нет.

Таким образом, в Чебоксарах сложилась тупиковая ситуация: в городе работает предприятие, специализирующееся на уборке мусора – ОАО «Специализированное автохозяйство», которое обладает всеми необходимыми ресурсами. Его директор Юрий Малов рассказал нам, что оно берётся за все необходимые работы, не зависимо от прибыльности, так как внешняя цель – извлечение прибыли – перекрывается более важной – сбором и вывозом мусора. Предприятие вкладывает деньги в модернизацию и, являясь крупным игроком на этом поле, заставляет других, хоть и не спешно, обновлять оборудование. Например, ООО «Экоцентр», заключая договоры лишь с коммерческими структурами, использует только евроконтейнеры. Однако такое двойственное положение на рынке, плюс неравные условия в налогообложении, представляют весьма скромный коммерческий интерес. По информации Юрия Малова, ежемесячный убыток предприятия доходит до 300 тыс. рублей. Де-факто, главный заинтересованный перевозчик – в убытках.

Слабое звено

Причина такого положения, думается, связана с законодательством. Нельзя насильно заставить коммерсантов обновлять и приобретать технику, нельзя навязать им объекты, за которые они не хотят браться. И республиканское УФАС стоит настороже. Там же смотрят не за чистотой. Да и было бы странно, если бы УФАС выступило бы с некой, скажем, законодательной инициативой по регулированию деятельности клининговых предприятий. Валерий Гаврилов отметил, что присутствие на данном рынке услуг множества предприятий различных форм собственности, наверное, имеет смысл.

– У каждого предприятия определённый участок работы и они на договорных условиях с природопользователями, в том числе и управляющими компаниями, вывозят бытовые отходы на городскую свалку. Но львиная доля объектов закреплена за ОАО «Спецавтохозяйство». Оно имеет значительный автопарк, способно обслуживать как металлические контейнеры старого типа, так и евроконтейнеры. Работа давно налажена и техника взаимозаменяема. Кроме того, автомашины оснащены системой ГЛОНАСС и единая диспетчерская служба, руководство предприятия всегда знают, где находится та или иная машина. С прошлого года у нас введён ежедневный мониторинг. Чётко отслеживаются ситуации с вывозом мусора в выходные и праздничные дни. Город развивается и единственная возможность избежать переполнения контейнеров – вывозить мусор ежедневно. Конечно, городу удобнее иметь дело с крупным предприятием, которое без осложнений может маневрировать в организации вывоза мусора. Заключая договоры с небольшими и дешёвыми перевозчиками, управляющие компании и другие организации рискуют получить некачественную услугу. А жители, которые за неё платят, но при этом не знают, по чьей вине не вывозится мусор, по обычаю ругают власти. Менталитет у населения такой и законы пока не позволяют строго взыскать ущерб с виновного. Руководство города поставило перед нами задачу о регулярном контроле и принятию оперативных мер. Мы проводим проверки и, обнаружив, что где-то вовремя не вывезен мусор, фотофиксируем нарушение, выясняем, кто перевозчик и информируем диспетчерскую службу. Та, в свою очередь, воздействует на управляющие компании. Вы понимаете? Не на перевозчика, а на УК! Таков закон. У перевозчика машина сломалась, резервной техники нет, а виновата управляющая компания, заключившая со слабым перевозчиком договор. Конечно, мы составляем акты, доводим информацию до администрации района, но протоколы о взыскании стараемся не составлять. Почему? Да, потому, что наказан будет какой-нибудь мастер в управляющей компании, который вообще не может влиять на ситуацию. Не будет же директор УК сам на себя штраф оформлять. Он переложит ответственность на подчинённого. За то, что сам заключил договор со слабым перевозчиком, соблазнившись на дешевизну.

Круг замкнулся

Круг замкнулся. Цепочка: жилец – УК – перевозчик порвалась на второстепенном работнике управляющей компании. Как изменить ситуацию? Ждать, пока перевозчики соберутся с мыслями, деньгами и усилят свой автопарк, закупят евроконтейнеры и будут вовремя вывозить мусор на свалку? Боюсь, что ждать придётся долго. Добровольно перевозчики на такие траты не пойдут, а экология города их не слишком волнует. Что же остаётся? Либо удалить с рынка услуг технически не обеспеченные предприятия и обязать управляющие компании, не имеющие достаточной спецтехники, заключать договоры обслуживания с сильными предприятиями, такими, как ОАО «Спецавтохозяйство», либо законодательно объединить предприятия в некие страховые фонды по типу строительных СРО. Или, как предположил новый министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень, ввести лицензирование управляющих компаний или создать саморегулирующие организации, которые будут внутри себя регулировать УК. То есть, муниципальные частно-государственные управляющие компании. Я думаю, что лучшим выходом стал бы некий симбиоз из подобных предложений. В беседе с Валерием Ивановичем, мы пришли к выводу, что всё-таки назрела необходимость в объединении перевозчиков в определённый фонд взаимопомощи. Но, как точно заметил Валерий Гаврилов, наши коммерсанты, в большинстве своем, куркули и не склонны к объединению. Следовательно, необходимо законодательно ввести подобные страховые фонды, чтобы при заключении договора, перевозчик мог гарантировать исполнение работ вне зависимости от своего собственного технического обеспечения. В таком случае, природопользователи могли бы быть застрахованы от получения некачественных услуг, а город – от мусорных завалов. По крайней мере, муниципальным и региональным парламентариям, в согласии с профильными исполнительными структурами, пора бы уже задуматься, и может быть, выступить с подобной законодательной инициативой? Как отметил Михаил Мень, такие механизмы нужно выработать и люди их ждут.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.02.2015 15:13
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх