Версия // Власть // В Марий Эл все же решено строить новый автовокзал на окраине Йошка-Олы

В Марий Эл все же решено строить новый автовокзал на окраине Йошка-Олы

8242

«Стройки века»

В разделе

В Йошкар-Оле начинается строительство нового автовокзала вместо реконструкции уже существующего. Причем, это уже не первый из списка сомнительных, но дорогостоящих строительных проектов в Марий Эл.

В Марий Эл стремительно набирает обороты волна недовольства решением о строительстве нового здания автовокзала в Йошкар-Оле. Республиканское правительство решило перенести его из центра города в микрорайон «Театральный» на Ленинском проспекте, выделив участок неподалеку от увеселительного заведения «Фрау Мюллер». На возведение вокзала на окраине города потратят порядка 100 млн рублей, большая часть из которых выделена из федерального бюджета в рамках индивидуальной программы развития (ИПСЭР) РМЭ. Основные претензии жителей региона на подобное решение можно условно разделить на две части — недовольство месторасположением постройки и собственно строительством нового здания на новом месте. Напомним, в Йошкар-Оле уже имеется автовокзал, а точнее его призрак. Еще при Леониде Маркелове вокзал передали в руки братьев-предпринимателей Одинцовых, которые якобы собирались сделать из здания, построенного еще в советские годы, чуть ли не дворец. «После реконструкции на самом вокзале и его территории станет больше мест для стоянки транспорта, увеличится количество посадочных платформ и даже появится теплый перрон для пассажиров», - восхищалась в 2015 году грядущими грандиозными переменами «Марийская правда». Владельцы обещали и недорогие кафе, и комнату матери и ребенка, и современные камеры хранения. Но прожекты так и остались прожектами. В 2016 году «Объединение автовокзалов и автостанций», а вместе с ним и йошкаролинский автовокзал признали банкротом. С тех пор постройка только ветшала, со временем превращаясь в руины в центре города. Автобусы в районы республики и другие регионы отправлялись и продолжают отправляться с различных городских малоподходящих для этого стоянок, разбросанных по Йошкар-Оле и с привокзальной площадки из-под наспех собранных «грибочков», не предохраняющих пассажиров ни от ветра, ни от дождя и снега.

В соответствии с индивидуальной программой социально-экономического развития в Марий Эл решено было возрождать в республике легальные автотранспортные перевозки, для чего «наделить ГУП «Республиканский автовокзал» зданием существующего автовокзала с последующим проведением ремонтных работ. Общий размер расходов на выкуп здания, ремонт и реализацию мероприятий по транспортной безопасности составляет 100 млн рублей», - говорится в документе за подписью российского премьер-министра. Что же, правительство Марий Эл игнорирует распоряжения премьера страны и действует по-своему, перераспределяя деньги как себе угодно, что ли? Ведь строительство нового и выкуп и реконструкция старого — несколько разные статьи расходов бюджетных денег и перекладывать их из «кармана в карман» просто потому что захотелось, думается, нельзя? Или существует некий документ, на основании которого вместо выкупа и реконструкции уже имеющегося, удобно расположенного здания, было принято решение о строительстве нового автовокзала на окраине города? К сожалению, обозревателю «Версии» не удалось обнаружить на этот счет в открытом доступе никаких официальных распоряжений и разрешений.

По теме

Кстати, нынешний владелец разрушающегося здания согласен привести его в порядок за свой счет, но при условии, что все автобусы, как и в прежние времена, будут отправляться с его перронов, а деньги не будут утекать «мимо кассы». Сейчас инициативная группа жителей республики даже организовала сбор подписей в поддержку этого предложения, отметив нежелание властей хотя бы выслушать мнение общественности на этот счет. Впрочем, условия собственника могут, конечно, и не устраивать перевозчиков, но для того власть и существует, чтобы приводить к компромиссу и заставлять договариваться тех, кто из жадности не желает договариваться, а его личный интерес противоречит интересу общественному. Получается, власти попросту не справились со своими обязанностями арбитра и пошли по самому легкому пути, который, судя по реакции горожан, так же неуместен, как и разбитый прежний автовокзал.

Согласно планам, изложенным в ИПСЭР, ежедневно через новый автовокзал будут проходить примерно пять тысяч жителей районов республики, которые утром будут приезжать на работу в столицу, а вечером возвращаться по домам. Между тем, как пишет все та же «Марийская правда», на площади в 18 тыс. квадратных метров появится одноэтажное строение в 860 «квадратов», выполненное в национальной цветовой палитре, десяток павильонов для пассажиров, по 5,4 квадратных метров каждый, по пять перронов для прибывающих и уезжающих автобусов и стоянка, рассчитанная на 22 единицы межмуниципального и межрегионального транспорта. В здании автовокзала обещают комфортабельный зал ожидания, камера хранения, комната отдыха водителей, медпункт, несколько санузлов, «другие технические помещения». И почему-то всего три кассы. Хотя автобусы будут отправляться и в районы республики, и в другие регионы. Кроме того, власти обещают наладить сообщение с аэропортом. Не стоит сбрасывать со счетов и пассажиров, прибывших в Марий Эл железнодорожным транспортом, и садоводов. Думается, трех касс на такой пассажиропоток «маловато будет». Но если не придираться к деталям, проект почти шикарный. И очень уж он напоминает планы реконструкции 2015 года. Причем, все это великолепие с оттенком дежавю обойдется все в те же 100 млн рублей, 99 процентов из которых лягут на федеральный бюджет. В данном случае сам по себе напрашивается вопрос — если не удается сэкономить, зачем переносить вокзал, заставляя жителей и гостей Йошкар-Олы ехать через весь город, чтобы сделать пересадку и добраться, к примеру, до отдаленного райцентра или до дачного участка? Или есть в этом некий тайный смысл, понятный только республиканским чиновникам? А вдруг это чья-то личная заинтересованность заставила принять столь непопулярное решение? Мы этого не знаем. И что, наконец, будет с прежним зданием автовокзала? Его призрак по-прежнему будет пугать приезжих и навевать мысли о бренности бытия в отдельно взятой республике?

Впрочем, странных строек в Марий Эл в последнее время хватает. Совсем недавно стало известно, что в столице региона на месте бывшей гостиницы «Йошкар-Ола» построят Дом дружбы. Обойдется эта постройка в 679,6 млн рублей. Наверное, в зажиточных субъектах федерации возведение таких строений хоть как-то можно объяснить. Но зачем такой объект социальной инфраструктуры нужен нищей республике? Особенно если принять во внимание, что практически напротив очередной «стройки века», по проспекту Гагарина,8 уже есть один Дом Дружбы, который официально называется «Общественно-политический центр Республики Марий Эл». Организация находится в ведении администрации главы РМЭ. Думается, в трехэтажном здании из стекла и бетона найдется место и для национальных объединений, и для организаций, занимающихся популяризацией марийской культуры, да много еще для чего. А если по каким-то причинам кому-то не хватит помещений, можно потеснить, например, «Единую Россию», которая в этом общем общественно-политическом центре расположилась как в собственном офисе. Одним словом, жить можно; может, и в тесноте, да не в обиде. Да и деньги бюджетные целей будут.

По теме

Стоит отметить, что в социальных сетях жители республики пишут о том, что кроме возведения «имиджевой» постройки, в регионе множество и других проблем. «Лучше бы больницы подлатали», «Нужны больницы, школы. Люди в бараках живут. бараки стоят целыми районами», - возмущаются жители. Но, по мнению региональной власти, еще один Дом Дружбы просто необходим. А кто и с кем там «дружить» будет - не так уж и важно.

Но есть у этого проекта и сторонники. Так, некая организация «Мари Ушем» и ее председатель Василий Петров уверены, что такое здание РМЭ крайне необходимо, чтобы все как в других регионах было. «Республиканский центр марийской культуры, русской культуры и другие центры работают в арендуемых помещениях, а хочется быть наряду с другими регионами РФ, например, как соседние. Чем мы хуже?», - задается вопросом этот председатель. Видимо, без дорогостоящего проекта укреплять межнациональные и отношения никак не получится.

Между тем, в Марий Эл есть еще одна организация «Марий Ушем», которая отличается от вышеназванной буквой «й» в названии, цветовой гаммой флага и геральдическими нюансами в начертании марийского креста. Обе организации образовались из некогда единого «Союза Мари». Около года назад он прекратил свое существование из-за не сданной в срок бухгалтерской отчетности. Часть членов организации во главе с Игорем Кудрявцевым создала РОО «Марий Ушем». А Василий Петров и Григорий Петров-Чоткар зарегистрировали свое национальное объединение «Мари Ушем», которое, возможно, пользуется некоторой поддержкой республиканских и муниципальных властей. Кстати, один из Петровых - Василий - по совместительству, является заместителем директора БУ «Республиканский центр марийской культуры». Что при этом ему мешает развивать и укреплять межнациональные связи - неужели офисы?

Кстати, члены этой организации так же, как и большинство жителей республики недоумевают, зачем Марий Эл нужен второй Дом Дружбы? «Теперь о 680 млн рублях, предназначенных для нового Дома дружбы. По-любому, это деньги доходной части консолидированного бюджета республики, пусть даже целевые. Для того, чтобы подойти к расходованию этих средств именно с государственным подходом и мышлением, как к деньгам РФ, необходимо их потратить на правильные и особо нуждаемые цели по уму. Тем более, в нашей крайне нищей республике есть им более достойное применение», - отмечает Игорь Кудрявцев. Кстати, упоминая «Марий Ушем» и ее дубликат «Мари Ушем», сами собой всплывают воспоминания об экс-губернаторе, а ныне сидельце нижегородского СИЗО Леониде Маркелове. Помнится, он использовал похожие методы в решении национального вопроса.

Стоит отметить, что деньги на возведение Дома Дружбы народов, а именно так официально называется очередная «стройка века», власти Марий Эл выпросили у российского премьер-министра Михаила Мишустина осенью прошлого года. Интересно, какие они слова нашли, чтобы объяснить необходимость именно этой постройки? Почему, например, не попросили денег на расселение ветхих бараков или капитальный ремонт канализационного коллектора в Звенигове?

Говоря о сомнительных с точки зрения первостепенной необходимости проектах нынешней власти РМЭ, нельзя не вспомнить магистральную улицу, которая в конечном итоге должна соединить улицы Кирова и Строителей в Йошкар-Оле. Если верить республиканским чиновникам, трасса стоимостью пять млрд рублей крайне необходима жителям Ширяйково. Правда, сами горожане совсем не в восторге от строительства новой дороги. Многие считают это необоснованной тратой бюджетных средств, которые можно было потратить куда более мудро, реконструировав уже существующие йошкаралинские дороги. Да и отъем гаражей популярности ни городским властям, ни республиканским не прибавил. Напомним, в октябре 2020 года мэрия объявила «гаражную экспроприации», заявив, что изымает ради муниципальных нужд 231 гараж, находящийся в собственности йошкаролинцев. Как выяснилось, эти боксы «стали» на пути новой дороги. Кроме того, ради прокладки трассы была уничтожена часть городского леса «Сосновая роща». Там по корень рубили реликтовые деревья. Инициативная группа пыталась отстоять уголок природы, но против властей и тяжелой строительной техники не попрешь…

Судя по объему финансирования, федеральный центр готов вкладываться в восстановление и развитие экономики Марий Эл. Только на перечисленные три сомнительных «стройки века» будет потрачено немногим менее шести миллиардов рублей. Все это целевые средства. Но просить их можно было не на дорогу или новый вокзал, а на то, что региону действительно необходимо — больницы и поликлиники, детские сады, расселение ветхого фонда, социальную поддержку малообеспеченных граждан... Предыдущий глава РМЭ Леонид Маркелов запомнился строительством безвкусных дворцов и стихами собственного сочинения в эфире федеральных каналов. А с чем будут ассоциироваться нынешние власти республики после того, как уйдут на покой?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.02.2021 21:24
Комментарии 2
Наверх