В Чебоксарах к 2031 году могут ввести запрет на передвижение на электросамокатах по тротуарам. Власти Чувашии надеются, что к этому времени в городе будет создана необходимая для передвижения на СИМ инфраструктура.
С 2031 года на всей территории России,в том числе и в Чувашии могут ввести запрет на передвижение на электросамокатах по тротуарам и другим пешеходным зонам. Кроме того, возраст, с которого можно будет пользоваться средствами индивидуальной мобильности (СИМ), предлагают поднять на 2 года — с 14 лет до 16 лет. Эти и ряд других решений были приняты на совещании федерального министерства транспорта с ведомствами и депутатами. Оно было посвящено вопросам правил передвижения на этом виде транспорта. «Мы договорились отложить срок вступления в силу запрета на движение СИМ по тротуарам до 2031 года. Это должно стимулировать муниципалитеты обеспечить планомерное развитие специальной велоинфраструктуры для освобождения тротуаров от СИМ... После введения запрета пользователи самокатов смогут передвигаться по велодорожкам, а при отсутствии — по проезжей части», - цитируют «Известия» неназванный источник, который, по данным издания, принимал участие в совещании. Предложения о внесении поправок в законодательство в этой части должны подготовить к апрелю 2025 года. В течение 7 лет министерство строительства РФ и власти на местах должны будут подготовить всю необходимую инфраструктуру для передвижения на самокатах вне пешеходных зон.
Стоит отметить, что введение правил, регулирующих передвижение на электросамокатах, на федеральном уровне был поднят не просто так. Согласно данным Научного центра безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД РФ, в первом полугодии 2024 года произошло 1891 ДТП с участием электросамокатов, моноколес и других средств индивидуальной мобильности. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, количество дорожно-транспортных происшествий с участием СИМ выросло более чем на 81 процент. Количество погибших в таких авариях увеличилось на 75 процентов - до 21 человека, трое из которых дети. Отмечается, что 20 погибших передвигались на СИМ, а один умер в результате наезда самокатчика. В 14 летальных авариях на СИМ наезжали другие транспортные средства. При этом, в трех случаях на самокатчиков наехали на пешеходных переходах из-за того, что водитель средства индивидуальной мобильности не спешился, как того требуют правила дорожного движения. Кроме того, 1972 человека, в том числе 354 ребенка, в ДТП с участием СИМ получили различные травмы.
Если говорить о Чувашии, то в 2023 году в республике было зафиксировано 65 дорожно-транспортных происшествий с участием СИМ, в результате которых пострадали 29 человек. К концу апреля текущего года, то есть, в самом начале сезона было зафиксировано уже 7 таких происшествий. Чаще всего самокатчики наезжают на пешеходов (зафиксирован 41 случай). Травмы в таких ЧП получили 18 человек. К началу июля стало известно об одном погибшем во время езды на электосамокате. В 2023 году погибших, вроде бы, не было. Таким образом, можно говорить о том, что общероссийская проблема с самокатчиками актуальна и для Чувашии. И это при том, что, если верить региональному министерству транспорта и дорожного хозяйства, в этом отношении республика чуть что не впереди всей России. По данным, которое приводит ведомство, Чебоксары стал одним из первых городов России, где подготовили концепцию развития велосипедного движения и сформировали пути основных маршрутов. На данный момент в столице республики имеется порядка 21 километра велодорожек, которые тянутся вдоль основных магистралей. «Учитывая уже начатую работу и планы по поэтапному строительству веломаршрутов, можно надеяться, что к 2031 году регион будет готов к внедрению нововведений, что положительно скажется на качестве жизни горожан и экологии. Поэтапное развитие инфраструктуры для велосипедистов и самокатчиков позволит разделить потоки пешеходов и пользователей электротранспорта, что снизит количество травм и аварий», — уверен министр транспорта и дорожного хозяйства Чувашии Максим Петров.
Между тем, 7 лет — достаточно большой срок. А люди гибнут и поучают травмы уже сейчас. И даже предположить сложно, сколько народу за это врем еще покалечится. Нельзя не признать, что кое-какие ограничения для электросамокатов в ЧР все-таки уже есть. Но если количество ДТП увеличивается даже при наличии велодорожек, то с определенной долей уверенности можно говорить, что этих ограничений недостаточно. Да и просто построить велодорожки - тоже мало. Необходимо приучить тех же самокатчиков ими пользоваться. А ведется ли работа в этом направлении ни республиканский минтранс, ни министр лично ничего не сообщали.