Версия // Бизнес // Перевозчики и депутат Госсовета Чувашии оспаривают право на обслуживание востребованного маршрута

Перевозчики и депутат Госсовета Чувашии оспаривают право на обслуживание востребованного маршрута

5371

Организованная конкуренция

Фото: Алексей Гатилов
В разделе

УФАС Чувашии потребовал от минтранса республики предоставить перевозчикам равные права на обслуживание востребованного и выгодного маршрута №153 «Чебоксары-Кугеси». В дело привлечен депутат Госсовета ЧР, имя которого не разглашается.

Свобода предпринимательства, рыночная конкуренция... Эти понятия свободного рынка зачастую воспринимаются его участниками не как четкие общепринятые правила игры, а как возможность установить свои собственные. А если не получается, то внести в них свой интерес, использовав официальные государственные инструменты регулирования. Может быть, так рассуждали представители двух коммерческих компаний и один депутат Госсовета Чувашии, которые пожаловались в республиканскую прокуратуру на министерство транспорта и дорожного хозяйства ЧР. По их мнению, сотрудники минтранса могли нарушить антимонопольное законодательство, изменив в июле 2024 года автобусный маршрут №153 «Чебоксары-Кугеси».

Поясним. Оспариваемый маршрут протяженностью 16 километров запустили летом текущего года. По итогам проведенных торгов право на его обслуживание получил ИП О. Евсюков. На тот момент между пригодным автовокзалом и поселком Кугеси курсировало всего 2 автобуса малого класса, а пассажиропоток исчислялся несколькими сотнями пассажиров. В конце июля в минтрансе приняли решение трансформировать схему движения 153 маршрутки. Она стала курсировать между северо-западным районом Чебоксар и поселком Кугеси. При этом, протяженность пути выросла до 59,4 километра, а количество автобусов на линии — до 30, перевозчиком остался все тот же ИП О. Евсюков. По данным Единой транспортной карты, обновленный маршрут чебоксарцам понравился и уже в августе пассажиропоток на нем вырос в 100 раз, а по сентябрьским подсчетам маршруткой воспользовались более 67 тыс. пассажиров.

После того, как стало очевидно, что новый маршрут не только востребован, но и приносит прибыль, чебоксарские перевозчики ООО «ТМК 1» и ООО «Швейзер» обратились в прокуратуру с жалобой на то, что министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашии изменило маршрут, а торгов на определение перевозчика после внесения корректировок не провело, чем могло нарушить антимонопольное законодательство. Аналогичное обращение в надзорное ведомство направил и один из депутатов Госсовета ЧР, видимо, посчитав это своим прямым делом. В открытом доступе имени парламентария нет, но по нашим данным, этим народным избранником мог быть коммунист Александр Андреев. (К слову, если бы у нас не было никаких данных о личности этого депутата, мы бы все равно предположили Андреева, как и любой, кто хоть немого интересуется его деятельностью: если что-то существенное происходит в Кугесях, то этот депутат непременно должен как-либо в публичном пространстве проявиться.) Ситуацию нагнетали и чувашские блогеры и СМИ, предполагая закрытие популярного маршрута. Кстати, все поданные обращения прокуратура переадресовала Чувашскому УФАС.

И антимонопольщики, в свою очередь, документы рассмотрели и... согласились с заявителями. В соответствии с предупреждением УФАС, в срок до 23 декабря 2024 года минтрансу необходимо отменить внесенные изменения и вернуть маршрут №153 в первоначальное состояние. В противном случае служба может возбудить на министерство дело о нарушении законодательства. То есть, получается, удобный и востребованный населением маршрут должен быть закрыт?

По теме

Чтобы разобраться в ситуации мы обратились в минтранс и попросили разъяснить чем конкретно руководствовались в ведомстве, принимая решение об изменении маршрута №153 и что с ним будет в дальнейшем? Кроме того, мы поинтересовались позицией ведомства относительно претензий ООО «ТКМ 1» и ООО «Швейзер», а также публично непоименованного депутата Госсовета Чувашии. И вот что нам ответили: «Решение об изменении межмуниципального автобусного маршрута № 153 принято Минтрансом Чувашии в целях удовлетворения транспортных потребностей населения Чувашской Республики. После начала осуществления перевозок по измененному межмуниципальному маршруту № 153 «Чебоксары (ул. М. Павлова) – Кугеси» в Минтранс Чувашии поступали многочисленные обращения граждан с благодарностями в связи с установлением маршрута и просьбами сохранить маршрут в существующем виде…В связи с востребованностью перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок № 153 «Чебоксары (ул. М. Павлова) – Кугеси» у населения Минтрансом Чувашии рассматриваются варианты сохранения перевозок по существующей схеме маршрута. Минтранс Чувашии ознакомлен лишь с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования перевозчика ООО «ТМК 1», поступившим с запросом Прокуратуры Чувашской Республики. Суть претензии ООО «ТМК 1» сводилась к тому, что межмуниципальный маршрут № 153 изменен Минтрансом Чувашии с нарушением требований Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 декабря 2023 г. № 881 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в Чувашской Республике и по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах города Новочебоксарска Чувашской Республики, города Чебоксары и признании утратившими силу некоторых решений Кабинета Министров Чувашской Республики». В ответ на запрос Прокуратуры Чувашской Республики Минтранс Чувашии подробно изложил свою позицию о соблюдении вышеуказанных нормативных правовых актов при изменении маршрута.

С претензиями ООО «Швейзер» и депутата Госсовета Чувашии Минтранс Чувашии никто не ознакамливал. Позиция Чувашского УФАС по указанному вопросу неоднозначна, так как в своем предупреждении антимонопольный орган ссылается на то, что в выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок на условиях, не соответствующих условиям торгов, имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как изменение условий свидетельства влияет на условия, представляющие существенное значение для принятия решения об участии в торгах иных хозяйствующих субъектов. Другими словами, позицию Чувашского УФАС можно трактовать как запрет на изменение маршрута регулярных перевозок после проведения торгов для определения перевозчика на маршрут. Между тем, действующим законодательством предусмотрена возможность изменения маршрута регулярных перевозок. Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 220-ФЗ установлено, что к изменениям маршрута регулярных перевозок относятся, в том числе, изменение начального и конечного остановочных пунктов маршрута, промежуточных остановочных пунктов, улиц и автомобильных дорог, по которым проходит маршрут, протяженности маршрута, количества транспортных средств на маршруте».

Не лишним будет отметить и то, что жители поселка Лапсары долгое время заваливали министерство транспорта жалобами на работу маршрута № 46 (перевозчик «ТМК 1»-ред.). Население отмечало, что автобусов мало и ухать на них сложно, особенно в час пик. «В ходе обсуждения вопроса транспортного обслуживания населения п. Лапсары в 2023 году с перевозчиком на муниципальном маршруте № 46 удалось договориться об увеличении количества автобусов на муниципальном маршруте № 46 на 1 единицу. На большее увеличение количества автобусов на маршруте перевозчик не согласился. Вместе с тем, указанное увеличение количества автобусов на маршруте не удовлетворило потребности жителей п. Лапсары. Жалобы на неудовлетворительное транспортное сообщение с п. Лапсары продолжились в 2024 году», - пояснили в министерстве транспорта. Кстати, недовольство местных жителей стало еще одни аргументом в пользу того, чтобы маршрутку №153 запустить через поселки Лапсары и Сятракасы.

По теме

А вот в Чувашском управлении федеральной антимонопольной службы свой взгляд на ситуацию. «Принимая решение о вынесении Предупреждения министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашии мы (управление) руководствовались законом «О защите конкуренции». Но давайте не будем путать понятия и разберемся в вопросе более тщательно. Выдавая предупреждение Чувашского УФАС России не отменяет ни решение о запуске маршрута №153, и ни сам маршрут. Мы требуем от министерства транспорта предоставить равные права предпринимателям на обслуживание этого маршрута без (необоснованных) преференций отдельным субъектам. Дело в том, что изменение маршрута, внесенное в короткий промежуток времени после того, как он был разыгран, повлияло на других перевозчиков. Мы считаем, что изменение маршрута противоречит действующему законодательству... Предупреждение Чувашского УФАС России не отменяет маршрут. Это сигнал минтрансу о том, что нужно проделать мероприятия, чтобы востребованный маршрут был запущен в рамках действующего законодательства. Тогда предприниматель, который получит этот маршрут, будет спокойно его обслуживать, а люди будут уверены, что автобусы будут и сегодня, и завтра… Тут надо проанализировать и в короткий промежуток времени принять здравое решение. Если маршрут действительно востребован, на него есть спрос и есть много (обращения в управление об этом и говорят) перевозчиков, которые готовы его обслуживать, то может быть мы (имею виду органы власти, так или иначе обязанные решать вопрос) сможем предоставить населению автобусы не малого, а может быть, среднего класса... У нас конкурентный рынок автоперевозок. Конечно же, права пассажиров приоритетны. Но в ходе исполнения предупреждения можно (и нужно) выполнить требования законодательства и удовлетворить запросы населения. Я уже говорил, что УФАС за то, чтобы сохранить маршрут. Но также мы хотим, чтобы предприниматель и пассажиры были уверены, что завтра приедет этот автобус. Если мы сегодня не совсем корректно получаем какое-то право, то есть высокая вероятность, что завтра это право может быть оспорено. Поэтому я и предпринимателей призываю, и тех, кто этими правами распоряжается, действовать в рамках законодательства... Хочу отметить, что исполнение предупреждения имеет свой временной промежуток. Но при обоснованном ходатайстве Минтранса Чувашии в рамках законодательства имеется возможность продление этого срока. То есть при необходимости без срыва перевозок дать им дополнительное время для исполнения требований Предупреждения», - обозначил позицию антимонопольного органа руководитель Чувашского УФАС Валерий Котеев. Если мы правильно поняли главного антимонопольщика Чувашии, выход из сложившейся ситуации, который мог бы устроить и пассажиров востребованного маршрута, и минтранс, и антимонопольное ведомство, все-таки есть.

Позиции министерства транспорта и УФАС понятны. Каждое из ведомств выполняло свои служебные обязанности и руководствовалось интересами населения. Прозрачны и мотивы перевозчиков, недовольных существующим положением вещей. Каждый из них, наверняка, хотел бы обслуживать ставший внезапно выгодным 153-й маршрут. Хотя, что мешало той же ООО «ТМК 1» еще в прошлом году пойти навстречу чиновникам и запустить на маршруте №46 несколько дополнительных автобусов, мы объяснить не можем. Видимо, тогда это было ему не выгодно.

Вызывает удивление и точка зрения депутата Андреева, если, конечно, это действительно он жаловался в прокуратуру. Что же получается - народный избранник выступает за отмену автобуса, который существенно облегчает жизнь его избирателям? Ему не нравится, что люди могут не переплачивая, без лишних пересадок добраться с северо-запада Чебоксар до поселка Кугеси? Или, в данном случае, для него в приоритете оказались интересы перевозчиков, которые «прохлопали» выгодный маршрут и, видимо, теперь жалеют об этом? Или этот депутат попросту не разобрался в ситуации? А, может, эта жалоба — попросту протест ради протеста, очередная попытка заявить о себе, используя резонансную тему? А что, такое случается, и, увы, довольно часто.

Однако, на деятельности депутата Андреева, даже вне зависимости он ли участвует в «деле перевозчиков» или нет, все-таки стоит остановиться отдельно. Ведь, у нас давно уже сложилось впечатление, что ловить хайп на волнующих население вопросах для этого коммуниста — привычная практика. Помнится, он протестовал и против антиковидных ограничений, выходил на одиночный пикет против компании «Сычуань-Чувашия», которая к тому времени деятельность в Чувашии уже почти свернула.

А вот история с установкой памятника Сталину в деревне Хорабыр Красночетайского МО дала повод для критики Чувашии и со стороны враждебных России ресурсов. Тогда одному из украинских блогеров не понравился дом кавалера ордена Красной Звезды, ветерана ВОВ Ефима Дадюкова, расположенный рядом с установленным монументом, и он сравнил жилище пенсионера с сараем. Наверняка, рядовая история с установкой очередного бюста «вождя народов» прошла бы незаметно не только для украинских масс-медиа, но и для жителей самой Чувашии. Но Александр Андреев «разогнал» публичный скандал из-за того, что власти Красночеайского МО отказались «узаконить» сталинский бюст и потребовали убрать его с общественной территории. Вместо того, чтобы переставить Сталина туда, где он никому не будет мешать, Андреев принялся публично возмущаться требованиям местной администрации. Коммунист ничего не добился, памятник все равно пришлось переносить. Но внимание к проблеме и своей персоне он привлек.

Нам представляется, что людям, обладающим таким статусом и полномочиями, какие есть у Александра Андреева, необходимо думать не только о собственном имидже и репутации. Депутат Госсовета Чувашии в первую очередь обязан заботится о соблюдении интересов электората, имидже республики и страны. И уж точно не давать вражеским масс-медиа поводов для критики. Да и теперь вряд ли избиратели поддержат борьбу против удобного многим автобусного маршрута. А негатив, окружающий историю с чувашским маршрутом №153, задевает не только непосредственных участников, но и те общественные и государственные институты, которые они представляют. Не стоит ли задуматься об этом?

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.12.2024 20:07
Комментарии 2
Еще на сайте
Наверх