Версия // Общество // Сельская глубинка Чувашии отрезана от магистралей

Сельская глубинка Чувашии отрезана от магистралей

2704

Дороги в никуда


http://mreporter.ru
В разделе

Согласно недавнему постановлению российского правительства о распределении межбюджетных трансфертов в 2015 году, Чувашии будет выделено 566,4 млн рублей на региональные дорожные программы. И лишь малая часть этих денег должна пойти на дороги в глубинке.

Пустые хлопоты?

Между тем, совсем недавно глава республики Михаил Игнатьев в своем послании Госсовету подверг уничижительной критике программу строительства дорог в сельской местности, осуществленной при «прежнем режиме». Дескать, огромные вложенные средства оказались потраченными чуть ли не впустую. И параллельно он направил в правительство РФ официальное письмо, в котором с гордостью доложил о проделанной работе «в прошлые годы». Но, как отмечают наблюдатели, ни словом при этом не упомянул о том, что как раз в 2012-2014 годах в сельской местности республики не было построено ни одного километра дорог. А все достижения относятся к периоду 2006-2008 годов.

Глава Чувашии вроде весьма скептически оценивает итоги масштабного строительства сельских дорог, осуществленного в период, когда он и не мечтал возглавить республику.

«Социально-экономический эффект от реализации программы строительства дорог с твердым покрытием ко всем населенным пунктам республики оказался несоразмерным бюджетным затратам, – заявил Михаил Игнатьев в своем недавнем послании Госсовету. – Огромные средства, вложенные в эту программу, вопреки радужным прогнозам не стали катализатором развития производства в сельской глубинке. Следовательно, поселенческие бюджеты не получили обещанных обильных налоговых поступлений. Сегодня у поселений элементарно нет денег ни на содержание дорог, ни на их строительство».

Этот пассаж вызвал недоумение у многих специалистов. «Благодаря дорожному строительству на селе республика сделала колоссальный рывок вперед. До сих пор многие российские регионы даже не пытаются осуществить то, что было сделано в Чувашии на этом направлении, – поделился своим мнением заслуженный работник дорожного хозяйства республики Владимир Осипов. – Другое дело, что за дорогами нужен постоянный уход. Если их регулярно не ремонтировать, не поддерживать в нормальном состоянии, то они быстро приходят в негодность. И тогда вместо катализатора развития сельские поселения, действительно, ощущают дополнительную обузу».

За щитом чужих заслуг

Впрочем, и сам Михаил Игнатьев отнюдь не всегда считает, что инвестиции в сельскую транспортную сеть себя не оправдали. Во всяком случае, накануне приезда в Чувашию премьер-министра Дмитрия Медведева глава республики направил ему официальное обращение относительно сельского дорожного строительства. И составлено оно было в совсем иной тональности. Игнатьев постарался подчеркнуть, что данной проблеме в регионе уделяется самое пристальное внимание.

«За последние годы в Чувашской Республике построено и реконструировано более 874,6 км местных автомобильных дорог. Соединено дорогами с твердым покрытием 485 сельских населенных пунктов, – информирует председателя российского правительства Михаил Игнатьев. – На реализацию данных мероприятий направлено 8,9 млрд рублей из республиканского бюджета Чувашской Республики и привлечены средства кредита Международной финансовой корпорации группы Всемирного банка в сумме 1,3 млрд рублей».

По теме

Сотрудники аппарата правительства подняли соответствующие отчеты и убедились, что ситуация Игнатьевым доложена правильно. Но требуется небольшое уточнение: все названные вложения были произведены в 2006-2008 годах, и нынешний руководитель республики к этой работе не имеет никакого отношения. А вот в 2012-2014 годах в республике вообще не построили ни одного километра сельских дорог. К тому времени, естественно, многие сельские дороги пришли в запустение.

Но почему Игнатьев попытался развенчать выполнение программы дорожного строительства на селе, вместо того чтобы сосредоточить усилия на исправлении допущенных промахов? В поисках ответа на данный вопрос обнаружилось немало интересного, ведь сама тема возникла неспроста.

В прошлом году Минсельхоз РФ по поручению правительства внес изменения в федеральную целевую программу по устойчивому развитию сельских территорий. Касались они включения мероприятий по строительству и реконструкции автодорог, ведущих к общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам сельхозпроизводства. В соответствии с правилами, утвержденными правительством, выделение субсидий предусматривается только на дороги общего пользования. А размер субсидий субъекту РФ на реализацию мероприятий по строительству автодорог в сельской местности определяется исходя из нескольких параметров, включая долю количества сельских населенных пунктов, не имеющих связи по автодорогам с дорожной сетью общего пользования на отчетную дату.

Хитрости статистики

«Вот в этой самой дате и кроются существенные нюансы, – рассказал один из отраслевых экспертов. – По данным статистики, на 1 января 2014 года в республике вообще отсутствовали населенные пункты, не имеющие автодорог, связывающих их с дорожной сетью общего пользования. А коли так, то и претендовать на федеральные деньги нет оснований. Однако в своем обращении глава Чувашии просил премьер-министра о возможности расчета федеральных субсидий на основании сведений по состоянию на 1 января 2015 года вместо данных на 1 января 2014 года, как полагается. И ссылался он на то, что в прошлом году постановлением кабинета министров Чувашии были утверждены критерии определения сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автодорог по дорогам с твердым покрытием. И вот по этим новым критериям якобы более 1000 сельских населенных пунктов республики не имеют автодорог с твердым покрытием, подъездов к объектам социальной инфраструктуры, а также к объектам АПК. Иными словами, вчера дороги с твердым покрытием вели практически к каждой деревне, а сегодня они практически все исчезли. Остается только выяснить, с какого океана накатили на республику цунами, смывшие бесследно столько дорог».

В 2015 году Чувашия претендует на получение федеральных субсидий в рамках государственных программ по развитию сельских территорий. «Но в представленной документации присутствуют лишь внутрипоселковые дороги. А вот автодороги к сельским населенным пунктам и к объектам АПК отсутствуют, – сообщили  в департаменте сельского развития и социальной политики Минсельхоза России. – При этом в реестре объектов даются ссылки на устаревшие заключения органов государственной экспертизы».

Проблема строительства дорог в сельской местности подвисла в воздухе. Без честного анализа ситуации не обойтись. Но давно подмечено, что Игнатьев не любит разговоров на неприятную для него тему. И совещание с главами администраций муниципальных районов и городских округов республики, посвященное строительству дорог в сельской глубинке, провел не глава республики, а председатель регионального правительства Иван Моторин. С докладом выступил министр транспорта и дорожного хозяйства республики Владимир Филиппов. Он сообщил, что на осуществление дорожной деятельности в 2015 году предусмотрено 2 млрд 126 млн рублей. Из этой суммы 156 млн рублей пойдут на дороги в сельской местности. В официальном пресс-релизе не уточняется, внесены ли коррективы в документацию, представленную ранее в правительство страны.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.04.2015 19:56
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх